В Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы, утвержденном в августе этого года Указом Президента России № 478, отдельный раздел VIII посвящен реализации антикоррупционных мер в частном секторе экономики. Такое внимание государства к проблеме антикоррупционной безопасности бизнеса не случайно и является элементом последовательно выстраиваемой политики, основанной, в том числе, на международных обязательствах России.
Источник: in-korolev.ru
Принято считать, что коррупция присуща исключительно системе публичной власти и завязанной на ней бюджетной сфере. В действительности коррупционным проявлениям существенно подвержен и частный бизнес.
В чем заключается комплекс соответствующих мер в Национальном плане, реализуемом вплоть до 2024 года?
Раздел VIII «Реализация мер по противодействию коррупции в организациях, осуществляющих деятельность в частном секторе экономики» включает поручения и рекомендации по разработке комплекса мер по повышению эффективности взаимодействия органов государственной власти и предпринимательского сообщества по вопросам противодействия коррупции.
Ожидаемым результатом обозначено внедрение в сферу бизнеса процедур внутреннего контроля, реализация антикоррупционной политики на основе лучших практик в области противодействия коррупции в организациях, осуществляющих деятельность в частном секторе экономики.
Выполнение этих задач, по сути направлено на стимулирование и поощрение внедрения в российских компаниях системы внутреннего антикоррупционного комплаенса.
Методическую базу внедрения в организациях антикоррупционных мер составляют выпущенные 18 сентября 2019 года Минтрудом Информация «Меры по предупреждению коррупции в организациях», Рекомендации по порядку проведения оценки коррупционных рисков в организации, а также Памятка «Закрепление обязанностей работников организации, связанных с предупреждением коррупции, ответственность и стимулирование».
Ключевыми элементами внедрения эффективной системы предупреждения коррупции в организациях определены разработка, принятие антикоррупционной политики организации и кодекса корпоративной этики, назначение подразделения и (или) работников, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, оценка коррупционных рисков, выявление и урегулирование конфликта интересов, установление для работников стандартов и кодексов поведения (антикоррупционные стандарты), внедрение процедуры оценки добросовестности контрагентов, проведение антикоррупционного аудита отдельных операций и сделок, внедрение процедуры внутреннего контроля ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности, а также проведение мониторинга эффективности реализации мер по предупреждению коррупции, осуществляемого как в рамках внутреннего аудита, так и в процессе прохождения внешней, независимой проверки или сертификации.
В качестве отдельного направления в этой деятельности рекомендована информационно-просветительская работа: информирование и консультирование работников и контрагентов о существующих локальных нормативных актах организации, обучение работников организации по вопросам противодействия коррупции.
Минтрудом даны рекомендации о взаимодействии с правоохранительными органами и иными государственными органами в целях противодействия коррупции, уделяя внимание сведениям о замеченных случаях коррупции, предоставляемых работниками организации и ее контрагентами. Для обеспечения реальной возможности сообщать о коррупционных правонарушениях в организации при этом предлагается создать доступные и конфиденциальные каналы обратной связи для работников и контрагентов: телефонная «горячая линия», электронная приемная на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», опубликованы контактные данные для направления сообщений в письменной форме.
Обозначены такие ключевые понятия, как коррупционное правонарушение, коррупционный риск, анализ коррупционного риска, коррупционная схема, индикатор коррупции. Кроме того, приведен общий порядок оценки коррупционных рисков, подготовки к ее проведению, описания бизнес-процессов, анализа и ранжирования коррупционных рисков, а также даются практические рекомендации о действиях по минимизации коррупционных рисков, оформлению, согласованию и утверждению результатов их оценки, а также формированию перечня должностей в организации, замещение которых связано с коррупционными рисками.
Результаты внедрения в компаниях антикоррупционных норм все больше дают в руки предпринимательскому сообществу убедительных аргументов пользу не декларативности, а практической ценности утверждения, что противодействие коррупции имеет здравый коммерческий смысл. Коррупционные методы ведения деятельности, напротив, создают серьезные риски привлечения к ответственности компаний и работодателей, которые сталкиваются с серьезными последствиями за нарушение антикоррупционного законодательства. Негативными последствиями для кампаний выступают растущие затраты в связи с коммерческим подкупом, неблагоприятная взаимозависимость спроса и предложения при коррупционных действиях (выливающаяся в постоянное искажение запросов) или упущенные коммерческие возможности на искривленных рынках.