Основные проблемы, связанные с некачественным выполнением работ по договору бытового подряда, и пути их решения
Источник: www.korolev.ru
С договором бытового подряда люди сталкиваются если не ежедневно, то очень часто. Специальных правил о форме договора в законодательстве не содержится, однако из ст. 734 ГК РФ следует, что заказчику должна выдаваться квитанция или иной документ.
Если работа по договору бытового подряда выполняется из материала заказчика, в документе, выдаваемом подрядчиком при заключении договора, должны быть указаны точное наименование, описание и цена материала, определяемая по соглашению сторон. Оценку материала в квитанции или ином аналогичном документе можно впоследствии оспорить в суде.
В случае выполнения большого объема работы целесообразно составлять договор с подробным описанием объема выполняемых работ и их расценок, что позволит избежать споров в случае, если выполнена будет только часть работ или если часть работ будет иметь недостатки.
В соответствии со ст. 721 ГК РФ качество выполняемой работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора — требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода.
При этом необходимо учитывать, что заказчик, выявивший недостатки выполненных работ, должен доказать их наличие надлежащими доказательствами. В качестве таких доказательств могут выступать факты нарушения требований СНиП, СП, ГОСТ, иных обязательных норм и правил (при наличии спора данные факты подлежат установлению в ходе экспертизы), гарантийные письма подрядчика об устранении недостатков или двусторонние акты.
Следует помнить, что в силу п. 3 ст. 723 ГК РФ, если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
По общей норме, изложенной в п.5 ст.28 Закона о защите прав потребителей, в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена — общей цены заказа.
В соответствии с п.6 ст.13 Закона о защите прав потребителей при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем (п. 1 ст. 29 Закона о защите прав потребителей).
Также потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.
Под существенным недостатком товара (работы, услуги) понимается неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.
В Обзоре судебной практики по делам о защите прав потребителей, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 октября 2021 г., был сделан вывод о наличии права заказчика в случае выполнения работ с существенными недостатками отказаться от исполнения договора бытового подряда и потребовать от подрядчика возмещения причиненных убытков без предварительного заявления заказчиком требования об устранении недостатков работ в разумный срок.
То есть в случае, если недостатки являются существенными, можно не просить подрядчика переделать работу. От работы можно сразу отказаться. При этом денежные средства, уплаченные за некачественно выполненные работы авансом, подлежат возврату.
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги).
Будьте внимательны и всегда помните о необходимости соблюдения норм действующего законодательства.