Уже более 10 лет на картинах Татьяны Ждановой стоит авторская печать с псевдонимом – творческим японским именем мастера РОСЭЙ. Художнице по душе, что звучит оно почти так же, как слово Россия, а означает «Роса в синеве, открытый, чистосердечный».
Источник: in-korolev.ru
В Японии бывает, что художник получает такое признание практически на исходе жизни. Татьяна же начала рисовать лишь 17 лет назад, а в этом году чести обрести творческое японское имя уже были удостоены 8 её учеников.
На конкурсе «Мир глазами художника – 2021» её работа получила второе место в номинации «Графика». Вот что рассказала Татьяна Владимировна нашему корреспонденту.
Рисовать и не думала…
– Родители мои работали на РКК «Энергия», и я до сих пор помню приходивших в наш дом уникальных специалистов, тех, кто создавал самые первые космические корабли. Мне было очень интересно наблюдать, как они общались, поддерживали друг друга, дружили и отдыхали, умели радоваться!
Уверена, эти встречи, во многом, повлияли на моё развитие, на мою верность любимому городу. Я живу всё там же, на ул. Циолковского и никакие просторы Вселенной не смогут заманить меня, заставить покинуть эти родные места.
Мой брат был старше меня на 7 лет. Он успешно занимался в изостудии ДК им. Калинина и иногда брал меня с собой. Я восхищалась его работой, но тогда и не думала рисовать: увлекалась музыкой, занималась в хоровой студии «Подлипки»…
А дальше… Инженер-технолог швейных изделий, педагог дополнительного образования, пока растила свои 4-х детей, где я только не работала. Вела курсы кройки и шитья в тогдашнем ДК им. Ленина, организовала детский «Театр мод» и подростковую «Имидж-студию» на базе Центра развития творчества детей и юношества, создавала сценические костюмы для танцевальных и театральных коллективов центра.
Неудержимое желание рисовать пришло ко мне по счастливой случайности, на выставке Японских изящных искусств в Москве. То, что я увидела, и удивило, и вдохновило! Ко мне пришла любовь с самого первого взгляда!
Я начала заниматься у одного из ведущих российских мастеров Суми-э, Ольги Селивановой, вошла в группу «Сакура-кай» под руководством профессора Ямада Мидори.
Здесь всё уникально!
Суйбокуга ( 水墨画, 水 суй-вода, 墨 боку-тушь, 画 га-картина) или суми-э (墨絵, 墨 суми-тушь, 絵 э-картина ) – это живопись с помощью туши и воды.
В этом искусстве всё уникально! Картины выполняются на рисовой бумаге, которая не терпит никаких исправлений. Они пишутся без набросков – одним движением, сразу начисто. И в этом своя глубокая жизненная философия.
Каждый свой день мы так и живём, не делая наброска, без возможности вернуться назад и начать его сначала, с нового листа. Но использовать полученный опыт и прожить следующий день как-то иначе – это в наших силах.
Очень скоро наступил момент истины – я поняла, что буду заниматься этой живописью вопреки всему. Она стала для меня жизненной необходимостью, это всё равно, как дышать. А чтобы познакомить с этим искусством окружающих, я решила устроить персональную выставку. Четыре года назад она состоялась в ДиКЦ «Костино» под названием «Тушь и вода». Около 200 работ посмотрели более 4 тысяч человек. Тогда на мои мастер-классы, проводимые здесь же, в фойе ДК, приходили до 70 человек! В ответ на большой интерес горожан открылся кружок «Японская живопись».
Согласно традиционному японскому подходу, во время обучения суйбокуга мастер показывает приёмы рисования, выполняя примерную работу, а ученик наблюдает за ним, стараясь разглядеть, постигнуть технику учителя. Не принято ничего дополнительно объяснять, как и отвечать на расспросы ученика. Конечно же, нашим соотечественникам такой подход был бы явно непонятен, поэтому я старалась максимально адаптировать занятия под наш менталитет.
Пространство для недосказанности…
Японцы привержены к минимизации деталей. Они создают работы с пространством, недосказанностью, рисуют для думающего, внимательного зрителя. Для них особенно важно, какие чувства удалось вложить в работу, насколько наполненной она получилась.
Когда проходишь ряд картин, тебя останавливает та из них, в которой будто дыхание автора чувствуется, ты словно бы входишь в неё, вступаешь в диалог с автором…
Меня часто спрашивают об отсутствии цвета в живописи. Отвечу так. Я родом из советского детства и помню наши замечательные, всеми любимые чёрно-белые фильмы. Однажды кто-то решил сделать их цветными. И что получилось? Большинству это не понравилось. А дело в том, что у каждого человека своё индивидуальное цветовое восприятие. Пусть отличается оно лишь оттенками, но всё же – своё. Когда мы смотрим на чёрно-белую фотографию, каждый по-своему видит её и воспринимает своей. Художник, работающий в цвете, может не попасть в восприятие зрителя. У чёрно-белых работ в этом смысле больше возможностей.
А пишутся работы по-разному. Одни – в несколько подходов, долго и тщательно. Другие – легко, на одном дыхании, несколькими взмахами кисти. Вот только за взмахами этими годы тренировок…
Каждому желаю!
В Японии есть такое понятие – изящный досуг. Там считают, что для каждой женщины очень важно заниматься чем-то творческим, изящным – наполнять этим свою душу и одаривать накопленным богатством своих близких. Я очень хорошо поняла и прочувствовала это на себе и каждому того же желаю!
Сегодня в ДиКЦ «Костино» работают кружки суйбокуга для взрослых и детей. Я всех вас приглашаю рисовать, особенно сейчас, когда столько людей в унынии, неопределенности и растерянности. Они закрываются в своих домах, но это не улучшает их состояния, как и нашего общества в целом.
Столько сказано о спасении мира красотой! Так давайте рисовать – красивые цветы, красивую природу и людей, да и просто солнечные дни! Ваше настроение обязательно поднимется, и всем вокруг от этого станет лучше!
Рисуйте, мои дорогие!
Татьяна Жданова – член Союза художников Подмосковья и Всеяпонской Ассоциации искусства Суибокуга.
Её работы экспонировались в Токио в музее современного искусства, участвовали в традиционных японских конкурсах «500 лучших работ года» Всеяпонской Ассоциации искусства Суибокуга и в ежегодных выставках в рамках творческого проекта г-жи Ямада Мидори «Красота Японии» (Нихон-но би).
Наталия Подольская